Центр изучения
Тибетской Традиции
Юндрунг Бoн

Его Святейшество Лунгток Тенпей Ньима

Его Святейшество Лунгтог Тэнпай Ньима — всемирный духовный лидер тибетской религии Бöн. Он родился в Амдо, дальней восточной области Тибета, в 1927-ом году и стал монахом в возрасте восьми лет — в монастыре Кёнг Цанг, недалеко от места рождения.

Когда ему было шестнадцать, он поступил в Диалектическую Школу при монастыре, и после восьми лет учёбы получил свою степень Гэше, специализируясь в тибетской медицине, астрономии и астрологии. Вскоре после этого, в возрасте двадцати шести лет, он странствовал в Гьелронг в восточном Тибете, где, в виде собрания из более чем ста книг, с деревянных форм, сохранённых Троченом Гьелпо — королём одного из восемнадцати королевств Гьелронга, — отпечатал священные писания Бöнпо, называющиеся Кэнгьюр. Затем он принёс изданный Кэнгьюр обратно в монастырь Кёнг Цанг. Далее он направился в центральный Тибет в область Цанг для дальнейшего обучения в монастырях Бöн — Юнгдрунг Линг, Мэнри и Кхарна. Позже отправился учиться и практиковать в монастырь Дрепунг в Лхасе, оставаясь там в течение пяти лет до восстания 1959 года. Во время конфликта с китайцами в 1959-ом он, пешком, бежал из Тибета в Мустанг, на границе Тибета и Непала, далее — в Покхару, Непал, а затем — в Индию. Находясь в Индии он получил известие, что Настоятель монастыря Юнгдрунг Линг и многие ламы Бöнпо достигли бöнского монастыря Самлинг — очень старого и важного монастыря в области Дöлпо Непала — и он отправился присоединиться к ним. Некоторое время спустя все они двинулись вниз в долины Непала.

Позже он возвратился в монастырь Самлинг, чтобы позаимствовать книги для того, чтобы они могли быть переизданы. Книги Бöнпо очень важны для практики и изучения, а когда ламы спасались бегством из Тибета, книги должны были быть оставлены, и позже были уничтожены во время Культурной Революции. Единственные экземпляры многих работ часто находились в отдалённых чужих местах, поэтому было важно, чтобы книги были переизданы. Будучи в Самлинге он встретил исследователя восточных и африканских учений из Лондонского Университета доктора Дэвида Снэллгроува, который посоветовал ему, где бы он мог лучше всего напечатать тексты. Основываясь на этом совете, он и Настоятель Юнгдрунг Линга взяли книги в Нью-Дели, где он работал с Самтен Гьелцöн Кармайем и Лобпöном Тэндзином Намдагом над переизданием текстов. Позднее, доктор Снэллгроув пригласил их отправиться вместе с ним в Англию, при спонсорской поддержке Рокфеллеровского Фонда. Там они преподавали тибетскую культуру и религию и изучали пути Запада. Сангье Тэндзин Джонг Донг, как тогда называли Ринпоче, остался в Англии на три года, в течение которых жил и изучал Бенедиктинский, Систерцианский и другие христианские монашеские ордена, путешествовал в Рим, чтобы встретиться с Римским Папой Иоанном-Павлом II.

В 1964-ом он возвратился в Индию — основать школу, финансируемую спонсорами из Англии. Его Святейшество Далай-Лама попросил его основать школу в Массори, Индия, и он укомплектовал её преподавателями-волонтёрами с Запада. Он оставался в качестве главы школы три года, преподавая тибетскую грамматику и историю. Каждый месяц он посылал свою зарплату — триста рупий в месяц — ламам-беженцам Бöнпо, живущим в Манали, Индия, чтобы они покупали себе пищу. Также он помогал в создании медитационного центра для лам и монахов в Манали. Позднее, школа, которую он основал, была перемещена на юг Индии, где стала первой постоянной тибетской колонией в регионе.

В 1965-ом в Индию вернулся Лобпöн Тэндзин Намдаг и с помощью Католической Службы Помощи приобрёл землю в штате Химачал-Прадеш, Индия, чтобы основать Доланджи — обитель для общины тибетских беженцев Бöнпо. В 1966-ом Гэше Сангье Тэндзин Джонг Донг, по приглашению Пэра Квэрнэ, отправился в Университет Осло, Норвегия, где два года преподавал тибетскую историю и религию.

15 марта 1968 года, находясь в Норвегии, он получил телеграмму из Индии, которая гласила, что Защитники Бöн избрали его 33им Настоятелем Мэнри и духовным лидером последователей Бöнпо. Настоятель Юнгдрунг Линга, Лобпöн Сангье Тэндзин, Лобпöн Тэндзин Намдаг и другие бöнские гэше молились тогда в Друб Кханге, или храме Защитника, четырнадцать дней. Хранители в процессе прорицания избрали Гэше Сангье Тэндзина Джонг Донга из группы из десяти монахов-гэше, имевших право стать новым Настоятелем.

Имена каждого из гэше были написаны на маленьких кусочках бумаги, каждый из которых был заключён в маленький шарик из церемониального теста, сделанного из четырёх форм ячменя и священного снадобья, и эти шары были помещены в вазу. После молитвы и ритуалов, длившихся две недели, Настоятель Юнгдрунг Линга встряхнул вазу, и три имени выпали, один за другим, на специальную Мандалу. Все остальные имена были удалены из вазы, а тройку вложили обратно, и процесс начался заново. На сей раз два имени выпали, один за другим. Первое содержало имя того, кто должен был быть новым Настоятелем, и этот шар использовался в инициировании и ритуалах, а после был вскрыт в присутствии всех людей, которые пообещали почитать избранного, как единственного истинного Настоятеля. Второй выбранный человек занимал бы очень важное положение среди последователей Бöнпо, как лама и преподаватель.

Ночью 14 марта в Норвегии Гэше Сангье Тэндзин Джонг Донг имел сновидение, в котором он и человек, имя которого выпало вторым из вазы, были на вершине храма, каждый держал раковину моллюска, используемую в монастыре для исполнения музыки в особых случаях. Поднялся сильный ветер, и второй человек не смог удержать свою раковину, она вырвалась из его руки и разбилась о землю внизу. Сангье Тэндзин Джонг Донг смог удержать свою раковину надёжно в руке и играть, несмотря на страшную бурю. Обычная утренняя телеграмма пришла, приглашая его стать новым Настоятелем.

Таким образом, он возвратился в Индию и принял свои обязанности духовного лидера Бöнпо в очень критическое время их длинной истории. Их мир был разрушен, а линия преемственности — почти утрачена, но он должен был вести их к новому началу. Требовался очень сильный и сострадательный человек, чтобы помочь им строить новые монастыри и школы, сохранять их культуру и религию в новом и незнакомом окружении. Многие ламы прибыли из Тибета, Непала и Индии для того, чтобы дать ему свои посвящения и учения, и он более года интенсивно обучался и практиковал для своей роли Настоятеля, лидера, который будет вести Бöнпо и держать все линии передачи учений.

Не скоро, со временем он смог построить новый монастырь Мэнри в Доланджи, а после этого — Диалектическую Школу Бöн, которая теперь представлена тридцатью семью обладателями Степени Гэше, со свидетельством, признанным Его Святейшеством Далай-Ламой. Он также основал при монастыре приют для детей Бöн, названный Центром Помощи Детям Бöн. Детский Дом Бöн

Сегодня около четырёхсот тибетцев, живут в Доланджи, наряду с сотней сирот и сотней монахов. Двести восемьдесят детей Бöнпо со всей Индии и Непала посещают деревянную школу в деревне. Доланджи стал процветающим центром тибетской культуры и религии под руководством Его Святейшества Лунгтог Тэнпай Ньима Ринпоче.

НОВОСТИ